Cеминар-тренинг "Эмоциональное выгорание" |
Автор: Администратор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.02.2013 12:52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Cеминар-тренинг "Эмоциональное выгорание"Тема нашего семинара была выбрана не случайно. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это процесс постепенной «утраты» энергии, что выражается в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Эта тема очень актуальна в современном обществе, многие профессии в сфере «человек – человек» подвержены рискам СЭВ. Это мы можем наблюдать и в учреждениях образования и здравоохранения, в магазинах и на улицах. Доказательством этому служат последние программы в средствах массовых коммуникаций, рассказывающие о вопиющих случаях насилия в отношении детей со стороны педагогов, воспитателей, няней. Практически во всех случаях мы имеем дело с эмоциональным выгоранием. Поэтому именно в середине учебного года, после небольшого отдыха на зимних каникулах мы и провели наш семинар с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания».
Упражнение "Я – дома, я – на работе"
Автор: педагог-психолог ЦДТ № 2 Самойлова Ольга Петровна Программа тренинга. Источник: http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=2246 Все участники тренинга садятся по кругу (или вокруг большого стола). После вступительного слова, из которого педагоги узнают, что речь сегодня пойдёт не о детях и педагогических вопросах, а всем желающим будет предоставлена возможность устремить внимание на самих себя, каждому из участников выдаётся опросник (см. прил. 1), с которым все работают в индивидуальном режиме. Далее происходит разделение на малые группы по количеству положительных ответов. Вместе объединяются те, кто набрал 0 или 1 очко, отдельно те, у кого от 2 до 6, в другую группу – от 6 до 9, и отдельно те (если такие есть), у кого 10 ответов "да". Работа продолжается в сложившихся группах. Основной, содержательный этап. Упражнение "Баланс реальный и желательный" Участники сидят группами, но начинается это упражнения с индивидуальной работы. Каждый участник получает листок бумаги, на котором нарисованы два круга. В первом необходимо, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, отметить секторами, в каком соотношении в жизни участника находятся следующие сферы: 1) работа, профессиональная жизнь; 2) работа по дому; 3) личная жизнь, путешествия, отдых, увлечения. Во втором круге – их идеальное соотношение. После этого происходит обсуждение сначала внутри команды, а потом представитель каждой описывает общую точку зрения. Каждой группе (всем вместе) предлагается задуматься над вопросом: "Какая я на работе?" - и составить список прилагательных-ответов. А потом таким же образом ответить на другой вопрос: "Какая я дома?". При этом, работая в группе, следует обратить внимание на появление похожих черт, противоположных характеристик, одинаковых качеств, проявляющихся в разных модальностях, отсутствие общих черт. Также обсудить свои впечатления: какой список было писать легче? Какой получился объёмнее? Каково личное отношение участников к заметным различиям в характеристиках? Теоретическая (лекционная) часть. Участникам раскрывается секрет, по какому же принципу происходило разделение на малые группы. Критерием тут была степень проявления признаков эмоционального выгорания. Участники получают информацию о сущности этого феномена, обсуждаю признаки и причины. Каждый участник получает памятку: "ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ" (см. прил. 2) Заключительная часть. Упражнение: Три рисунка "Я работаю педагогом" Каждый участник получает листок бумаги. Его необходимо разделить на три части и выполнить 3 рисунка. Название у рисунков будет одинаковым ("Я работаю педагогом"), разная у них временная перспектива: первый рисунок относится к началу трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы), второй рисунок отражает настоящее, а третий призывает нас заглянуть в будущее – через 5 лет. По окончании упражнения участники делятся впечатлениями. Приложение 1. Опросник Приложение 2. Памятка: "ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ"
|
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творческого образования "Престиж"
660064, г. Красноярск,
пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 168 "А"
Телефоны:
Е-mail: udo_prestige@mailkrsk.ru
Адрес сайта: http://cdt2.ru
Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/290022