Дети должны жить в мире красоты Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Автор: Администратор   
25.11.2015 16:51


Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А.Сухомлинский

 Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. DSC00118Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются. Пробы и выбор детьми той или иной деятельности всегда должен приветствоваться взрослыми.

102 5573Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов.  Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет, заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.
Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например,  ребёнок, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалиста.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень.

DSC 0085

Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.
Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки, спорте или живописи , то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в этих направлениях. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.
Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется, в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и в других образовательных учреждениях. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

 MK3 1996 copyТворческое развитие ребенка – это не обязательно воспитание именитого композитора, писателя или художника, а лишь одна из составляющих гармоничного и всестороннего развития личности. Возможно, в процессе творчества у малыша откроются определенные таланты, развивая которые он придет к знаменитости. Если нет – он просто получит удовольствие от процесса развития и овладеет определенными, необходимыми ему в жизни навыками.


Зачастую родители ограничивают творческую деятельность малыша, боясь, что кроха испортит, испачкает что-то в квартире. Но при правильной организации творческий процесс учит и аккуратности, порядку.

Важно познакомить ребенка с материалами для творчества в самом раннем возрасте и постоянно сопровождать процессы познания этих материалов ребенком. Пробуя, творя, малыш не только учится созидательной деятельности, эмпатии, чувственности, развивает воображение и пространственное мышление, он дает Вам материал для психологической диагностики своей личности.

Рассматривая рисунки, вылепленные фигурки, сконструированные малышом замки, Вы узнаете все о потаенных уголках его души. Важно не критиковать произведения ребёнка, а умело направлять его деятельность по правильному пути развития, от простого к сложному. Не раздражайтесь, если ребёнок  что-то не понимает или не может сделать, показывайте снова и снова, терпеливо и вдохновенно.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.