Учитесь, играя! Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: Администратор   
30.09.2015 12:05

   Вот и наступило одно из самых красивых времен года.  Время, когда лето уже закончилась, а зима еще не началась. Время, когда вечер после работы мы можем провести в теплой семейной компании за любимым делом.

   Но как сделать это время не только развлекательным, но еще и познавательным?  Какие игры предложить ребенку в осенние дни? Как играя познакомить ребенка с осенью? Мы предлагаем ряд речевых игр по теме «Осень». Учитесь, играя!

 Образование признаков предмета.

Взрослый называет слово и говорит «Если осень, значит день какой? Осенний» и т.д

Осень- осенний                               Сентябрь-

Птица-                                          Октябрь-

Лес-                                              Ноябрь-

Холод-                                         Туман-

Дождь-                                         Овощи-

Урожай-                                         Ягоды-

Фрукты-

 

Образование причастий от действия.

Взрослый называет действие и говорит «Если увядать, значит день какой? Увядающий» и т.д

Увядать - увядающий

Улетать –

Желтеть –

Вянуть –

Созревать –

Шелестеть –

Краснеть –

Моросить -

 

Подбор к признакам соответствующих предметов.

Что бывает таким?

Осенний – (день, дождь, ветер и др.)

Осенняя –

Осеннее –

Осенние –

 

Скажи наоборот.

Эта осень ранняя, а та поздняя.

В дождь настроение грустное, а в солнечный день..

Урожай яблок богатый, а слив…

Ночи длинный, а дни…

Земля сырая, а была…

Летом дожди теплые, а осенью…

Весной овощи сажали, а теперь…

 

Игра «Четвёртый лишний».

Взрослый    помещает   на   наборное   полотно четыре  картинки,  на  трёх  из   которых изображено  одно  время года,  а на четвёртой — другое.  Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь   лишняя   вторая   картинка,   потому   что   на   ней нарисовано   лето,   а   на   остальных  картинках изображена осень. И т. п.

 

 

Игра «Три листа»

Ребёнок   должен   их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

 

Повторение названий осенних месяцев

Взрослый   предлагает   детям  прослушать   стихотворение «Двенадцать   месяцев».  Проводит   беседу   по   стихотворению,

разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

- Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

- Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

- Перечислите осенние месяцы по порядку.

 

Игра «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. 

После этого дети должны назвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Взрослый   бросает   мяч ребенку,  произнося  название  дерева.  Ребёнок  ловит мяч   и,  бросая   его ,   произносит   это  же   слово  

по слогам и называет  количество слогов в слове.

Слова:  и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

 

  

Игра «Назови первый звук»

Взрослый предлагает ребенку назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова:  осень,  погода,  дождь,  ива, тополь,  сосна,  дуб,  клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

 

Игра «Сколько звуков?»

Взрослый  предлагает   ребенку  сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

• назвать звук перед или после заданного;

• назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

 

Игра «О чём плачет тучка?»

Взрослый  помещает   на   столе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Ребенок составляет слова из заданных букв.

Например: дуб.

 

 Хихол Анастасия Борисовна,
учитель-логопед МАОУ ДО ЦТО «Престиж»