Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка
Социализация и социальная адаптация – оба эти явления выражают процесс взаимодействия личности и общества. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой.
Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды. В процессе жизнедеятельности мы довольно часто попадаем в незнакомую обстановку, поэтому приходится приспосабливаться к новым условиям.
Далеко не у каждого ребенка процесс социализации и адаптации проходит успешно. В отношении некоторых детей можно говорить, что у них нарушение социализации или дезадаптация. Термин «дезадаптация» означает расстройство, в той или иной мере нарушение способности адаптивной системы адекватно реагировать, приспособляться, иметь шанс к восстановлению адаптации.
Примеры дезадаптивного поведения детей:
- К занятиям интерес ребенок не проявляет, занимается посторонними делами. Первую половину он еще может усидеть на месте, но потом начинает крутиться, не слышит воспитателя и мешает вести занятия.
-
Ребенок послушен, ведет себя в соответствии с предъявляемыми требованиями, ответственно относится к поручениям. Однако обращает на себя внимание тот факт, что он чрезмерно серьезен, почти никогда не шалит и не веселится.
-
У ребенка в группе совсем нет друзей; он «не вписывается» в коллектив сверстников, чаще всего играет или сидит один.
-
Ребенок чаще капризничает, плачет. Утром, после прощания с мамой, подолгу плачет, интереса к игрушкам или другим детям не проявляет. Когда успокаивается, то играет той игрушкой, которую принес из дома.
-
Ребенок не находит общего языка с группой детей, конфликтен, постоянно задирается, не прощает даже случайностей. Дерется зло и безжалостно.
Если в поведении вашего ребенка появились
|
И если ваш ребенок
|
• беспокойство
• страх
•заторможенность (повышенная возбудимость)
• капризность
• раздражительность
• упрямство
|
• является единственными в семье
• чрезмерно опекается родителями или бабушками
• привык к тому, что его капризам потакают
• пользуется исключительным вниманием взрослых
• не имеет элементарных навыков самообслуживания
• не уверен в себе
• страдает ночными страхами
• эмоционально неустойчив
• пережил психологическую травму
• с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте)
|
То можно говорить, что у ребенка возможны нарушения развития и социализации.
Рекомендации родителям детей дошкольного возраста
Помогайте ребенку развивать воображение
-
-
играйте с ним в сюжетно-ролевые игры
-
позволяйте самостоятельно выбирать роль для себя и для Вас и придумывать правила
-
вместе с малышом изготавливайте необходимые костюмы или атрибуты для игры
Учите малыша говорить правильно
-
-
старайтесь следить за своей речью
-
больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему то, чего он еще не знает
-
учите с ребенком стихи и песни, просите его пересказать сказку, мультфильм
-
постарайтесь изолировать ребенка от просмотра фильмов и телешоу, в которых употребляются неприемлемые нормы языка
Помогайте ребенку развивать мышление
-
-
приобретайте ребенку требуются более сложные игрушки, например, головоломки
-
мозаики играйте в логические игры, например, предложите малышу найти лишнюю картинку или слово в ряду
Учите малыша письму и чтению
-
- покажите малышу, как нужно держать карандаш в руках и правильно писать буквы.
-
- старайтесь не критиковать ребенка за ошибки, спокойно объясняйте, что он делает не так, и обязательно хвалите за успехи.
- попробуйте вместе с малышом написать письмо Деду Морозу или создать книжку с рисунками и историями.
-
- пусть малыш произносит буквы при написании, чтобы учиться складывать их в слоги, а затем в слова.
-
- предложите ребенку самостоятельно составить предложение, написать его и затем прочитать.
Учите ребенка счету
-
-
расскажите малышу о цифрах, зачем они нужны, в каком порядке идут.
-
попробуйте вместе посчитать пальчики на руках или игрушки.
-
расскажите ребенку о таких понятиях, как половина, часть, целое, мало, много.
-
обязательно научите малыша пользоваться измерительными приборами: часами, линейкой, весами и т.д.
Рекомендации для родителей при задержке развития
-
-
Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.
-
Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал.
-
Не оставляйте ребенка надолго наедине.
-
Помогайте ребенку найти друзей.
-
Внушайте ребенку уверенность в себе, научите использовать свои возможности.
-
Помогите ребенку освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
-
Старайтесь заинтересовать ребенка игрушками и научите играть в ролевые игры.
-
Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас его поступках.
-
Дозируйте новую информацию для ребенка в разумных пределах.
-
Старайтесь сделать совместную с ребенком деятельность целенаправленной.
-
Не смейтесь над неправильным произношением слов и не передразнивайте ребенка.
-
Рекомендуютсяигрыи гимнастика для снятия эмоционального напряжения.
Карпенко Александра Александровна, педагог-психолог МАОУ ДО ЦТО «Престиж»
Статья подготовлена по материалам:
|