Социализация и адаптация детей дошкольного возраста Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Автор: Администратор   
26.09.2015 18:21

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка

Социализация и социальная адаптация – оба эти явления выражают процесс взаимодействия личности и общества. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой.

 Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды. В процессе жизнедеятельности мы довольно часто попадаем в незнакомую обстановку, поэтому приходится приспосабливаться к новым условиям.

Далеко не у каждого ребенка процесс социализации и адаптации проходит успешно. В отношении некоторых детей можно говорить, что у них нарушение социализации или дезадаптация. Термин «дезадаптация» означает расстройство, в той или иной мере нарушение способности адаптивной системы адекватно реагировать, приспособляться, иметь шанс к восстановлению адаптации.

 Примеры дезадаптивного поведения детей:

  •  К занятиям интерес ребенок не проявляет, занимается посторонними делами. Первую половину он еще может усидеть на месте, но потом начинает крутиться, не слышит воспитателя и мешает вести занятия.
  • Ребенок послушен, ведет себя в соответствии с предъявляемыми требованиями, ответственно относится к поручениям. Однако обращает на себя внимание тот факт, что он чрезмерно серьезен, почти никогда не шалит и не веселится.

  • У ребенка в группе совсем нет друзей; он «не вписывается» в коллектив сверстников, чаще всего играет или сидит один.

  • Ребенок чаще капризничает, плачет. Утром, после прощания с мамой, подолгу плачет, интереса к игрушкам или другим детям не проявляет. Когда успокаивается, то играет той игрушкой, которую принес из дома.

  • Ребенок не находит общего языка с группой детей, конфликтен, постоянно задирается, не прощает даже случайностей. Дерется зло и безжалостно.

 

Если в поведении вашего ребенка появились

И если ваш ребенок

• беспокойство

• страх

•заторможенность
(повышенная возбудимость)

• капризность

• раздражительность

• упрямство

 

• является единственными в семье

• чрезмерно опекается родителями или бабушками

• привык к тому, что его капризам потакают

• пользуется исключительным вниманием взрослых

• не имеет элементарных навыков самообслуживания

• не уверен в себе

• страдает ночными страхами

• эмоционально неустойчив

• пережил психологическую травму

• с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте)

 То можно говорить, что у ребенка возможны нарушения развития и социализации.

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста

 Помогайте ребенку развивать воображение

    • играйте с ним в сюжетно-ролевые игры

    • позволяйте самостоятельно выбирать роль для себя и для Вас и придумывать правила

    • вместе с малышом изготавливайте необходимые костюмы или атрибуты для игры

Учите малыша говорить правильно

    • старайтесь следить за своей речью

    • больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему то, чего он еще не знает

    • учите с ребенком стихи и песни, просите его пересказать сказку, мультфильм

    • постарайтесь изолировать ребенка от просмотра фильмов и телешоу, в которых употребляются неприемлемые нормы языка

Помогайте ребенку развивать мышление

    • приобретайте ребенку требуются более сложные игрушки, например, головоломки

    • мозаики играйте в логические игры, например, предложите малышу найти лишнюю картинку или слово в ряду

Учите малыша письму и чтению

    • покажите малышу, как нужно держать карандаш в руках и правильно писать буквы.
    • старайтесь не критиковать ребенка за ошибки, спокойно объясняйте, что он делает не так, и обязательно хвалите за успехи.
    • попробуйте вместе с малышом написать письмо Деду Морозу или создать книжку с рисунками и историями.
    • пусть малыш произносит буквы при написании, чтобы учиться складывать их в слоги, а затем в слова.
    • предложите ребенку самостоятельно составить предложение, написать его и затем прочитать.

Учите ребенка счету

    • расскажите малышу о цифрах, зачем они нужны, в каком порядке идут.

    • попробуйте вместе посчитать пальчики на руках или игрушки.

    • расскажите ребенку о таких понятиях, как половина, часть, целое, мало, много.

    • обязательно научите малыша пользоваться измерительными приборами: часами, линейкой, весами и т.д. 

Рекомендации для родителей при задержке развития

    • Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.

    • Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал.

    • Не оставляйте ребенка надолго наедине.

    • Помогайте ребенку найти друзей.

    • Внушайте ребенку уверенность в себе, научите использовать свои возможности.

    • Помогите ребенку освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

    • Старайтесь заинтересовать ребенка игрушками и научите играть в ролевые игры.

    • Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас его поступках.

    • Дозируйте новую информацию для ребенка в разумных пределах.

    • Старайтесь сделать совместную с ребенком деятельность целенаправленной.

    • Не смейтесь над неправильным произношением слов и не передразнивайте ребенка.

    • Рекомендуютсяигрыи гимнастика для снятия эмоционального напряжения.

 

Карпенко Александра Александровна,
педагог-психолог МАОУ ДО ЦТО «Престиж»

Статья подготовлена по материалам: